22.03.2019: Празднование Наврез в культурно-этнографическом центре «Малый Иерусалим» (14:40)

21 марта в культурно-этнографическом центре «Малый Иерусалим» при поддержке управления культуры и межнациональных отношений администрации города в рамках этнографической гостиной отпраздновали Наврез. В этот раз участниками праздника стали представители национально-культурных автономий города. Гостей мероприятия встретили директор учреждения Александр Меломед и заместитель директора Эльдар Велиев. По сложившейся традиции была организована специальная программа, состоящая из рассказа об истории празднования Наврез, которой поделился поэт, представитель крымскотатарской общественности Мидат Аблялимов, экскурсии по комплексу Теккие дервишей и праздничного угощения. Всем гостям были вручены календари на 2019 год, которые украшают акварели художника Иван Алексенко с изображением видов Евпатории.

Справка.

Наврез — древний праздник земледельцев отмечается как начало нового хозяйственного года, весны и первый день года восточного календаря.

Наврез — иранское слов, состоит из 2-х слов: нав- новый и рез (руз) –день. Означает первый день нового года.

Наврез празднуют все тюркские народы.

Основными этапами празднования Наврез крымскими татарами являются:

— проводы старого хозяйственного года. Перед праздником хозяйки убирают дом. Мужчины готовятся к пахоте, мальчики готовят маски, костюм «козы»-шубу выворачивают наизнанку и пришивают к ней хвост. Накануне хозяйки варят яйца, но не красят их, пекут кубете, печенье, имеющее форму крученого рога. Вечером около дома разжигают костер. Мальчики прыгают через него. С началом темноты мальчики надевают маску «козы», а в руках у девочек- букетики подснежников. Группами подходят к окнам соседей, родственников и поздравляют их с праздником Наврез. Услышав пение, хозяева выходят и угощают детей сладостями. Получив угощение, дети начинают петь песню про козу. В это время несколько детей пытаются в шутку проникнуть в кухню и похитить новогодний пирог. Хозяйка, шутя, изгоняет их из кухни.

-обряд девушек в ночь перед Наврезом. Девушки перед Наврезом готовятся к гаданию.  В ночь перед праздником в кувшин с родниковой водой несколько девушек кладут свои серьги и кольца. Кувшин ставят под куст розы. В новогоднюю ночь кувшин вносят домой. Самой младшей из них завязывают глаза, и она, вытаскивая из кувшина серьгу или кольцо, в шутливой форме предсказывает судьбу хозяйке вещи.

-встреча Нового года. В первый день праздника пожилые люди после утренней молитвы посещают кладбище и приводят в порядок могилы родных. Младшие члены семьи целуют руки старшим, поздравляя их с праздником. Днем дети группами ходят и поздравляют родных и соседей с праздником Нового года. В это время группа мальчиков проникает в курятник и тревожит кур. Хозяйка выходит из дома. Дети поют песню про черную курицу. За исполненную песню хозяйка дома одаривает мальчиков вареными яйцами. Получив угощение, дети переходят к следующему дому. В это время мужчины выходят на поле, чтобы проложить первую борозду, иначе говоря- начинают пахоту. Право проложить первую борозду предоставляется уважаемому старцу деревни.

Наврез — это празднование наступления дня весеннего равноденствия, символизирующего обновление природы и начало сельскохозяйственных работ.

С праздником Наврез связан обряд приготовления сэмэни — проросшей пшеницы, которая является символом плодородия, благополучия и имеет магическое и культовое значение.

На праздничных столах раскладывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.



Информация МАУ «Культурно-этнографического центра «Малый Иерусалим».

Источник

Adblock detector