Профилактика школьной близорукости

Профилактика школьной близорукости

Миопия (близорукость) является наиболее распространенным нарушением зрения. Близорукость, выявленную у детей школьного возраста, называют школьной. В России на сегодняшний день близорукость имеется у 25-30% учащихся.

Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения. Особенно быстро она развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет и в переходном возрасте.

Основными отрицательными факторами в развитии близорукости являются:

  • недостаточная освещенность в школе и дома при зрительной работе;
  • низкое качество печатных изданий;
  • несоответствие школьной мебели росту ребенка;
  • неправильная осанка во время занятий;
  • нерациональный режим дня ребенка;
  • нерациональное питание ребенка;
  • отсутствие зрительных пауз во время учебного процесса;
  • нерегулярные занятия физкультурой;
  • избыточное времяпровождение у телевизора и компьютера;
  • чрезмерная загруженность детей дополнительным образованием.

Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть обратимым (ложная близорукость или спазм аккомодации). Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Школьники при близорукости нередко жалуются на быстрое утомление, дискомфорт, нечеткое видение на доску, иногда — боли в области лба, висков,затуманивание при переводе взгляда вдаль, причем эти симптомы ослабевают после отдыха и усиливаются при длительной работе вблизи. При чтении и письме близорукие дети приближают глаза к тексту, при рассматривании удаленных предметов нередко прищуриваются. При миопии нечетко видны буквы на доске, дети стараются ближе сесть к телевизору.

Профилактика нарушений зрения:

  • проведение регулярного обследования детских коллективов, которое позволяет выявлять зрительные нарушения на ранних стадиях, когда их легче лечить.
  • соблюдение основных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных заведениях, а также в домашних условиях при выполнении учебных заданий, чтении, рисовании.
  • правильная посадка учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту, позволяющие обеспечить правильное расстояние от глаз до рабочего объекта. Детей с пониженным зрением следует усаживать за передние парты, находящиеся у окна. Учащимся с корригированной остротой зрения можно сидеть за 2-3 партой. Книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 33 см от глаз.
  • не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, а также в транспорте. В положении лежа, как правило, не достигается правильная освещенность объекта, а при лежании на боку, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Чтение во время езды вредно в связи с вибрацией транспорта и возникающим при этом дискомфортом.
  • Уменьшение зрительной нагрузки. Между занятиями рекомендуется проводить упражнения для расслабления аккомодации. Приготовление домашних заданий тотчас после школы усугубляет усталость глаз, накопившуюся после занятий в школе. Продолжительность учебных занятий дома для первоклассников не должна превышать 1 часа, для учеников 2-3 классов — 1,5-2 часа. Если у ребенка хорошее зрение, необходимо делать перерыв в занятиях каждые 25-30 мин, при близорукости v каждые 20-25 мин.
  • Ограничение времени просмотра телепередач. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра ТВ не должна превышать 30-40 мин в день, В более старшем возрасте можно разрешить смотреть телевизор до 1,5-3 часов в день, но непрерывно не более 1 часа, независимо от типа телевизора. Степень зрительного напряжения зависит также от условий просмотра. Необходимо, чтобы комната была освещена, ребенок должен находиться на расстоянии 3-5 метров, при этом сидеть необходимо прямо перед экраном.
  • Зрительное утомление при работе за компьютером вызывается особенностями работы с этим прибором. Изображение на экране является самосветящимся, тогда как печатный текст воспринимается в отраженном свете, значение яркости изображения на экране подвержено колебаниям внутри одного символа и т.д. Детям до 3-х лет не разрешается пользоваться компьютером — это для них слишком большая эмоциональная и зрительная нагрузка. Детям 3-7 лет могут находиться у экрана не более 15 мин в день, в 1-м классе — 20 мин, 2-5 классе — 25 мин, в старших классах не более 30 мин подряд.
  • Вести активный образ жизни: физические нагрузки должны соответствовать возрасту детей; необходимо достаточное, не менее 3-4 часов, пребывание на свежем воздухе.
  • Питаться правильно: организация здорового питания предусматривает употребление продуктов с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина, лимоны.

Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком!

Врач-офтальмолог ГБУЗ РК «ЕДКБ» КДО детской поликлиники Н.Н.Лапа

Источник

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.